• »
  • »

Фоновый, рисующий, заполняющий и контровой типы света в фотографии

Фотография — это искусство, в котором свет определяет акценты и настроение. Он «зарисовывает» изображение и берет на себя еще десяток задач. С помощью света «вырастает» атмосфера, эмоции, он выделяет объекты или скрывает их, в зависимости от задумки.
В фотографии есть несколько светотипов: рисующий тип света, фоновый, заполняющий, контровый. Каждый дает свои визуальные эффекты и помогает фотографу.

Рисующий свет

Рисующий свет — это базовый источник. Он создает рисунок светотени. Остальные источники будут вспомогательными по отношению к рисующему свету, будут создавать рельеф, усиливать акценты, высвечивать отдельные детали. Но «главная кисть» принадлежит этому типу. Другие типы света можно добавлять или нет, а вот рисующий — основа, без которой изображение не получится четким и красивым.
Задача рисующего света — осветить предмет. Но вот эффект будет разным, в зависимости от того, какую позицию займет модель.

Сбоку от модели

Если расположить источник лучей сбоку, получим глубокие тени с резкими контрастами. Картинка выйдет драматичной, выразительной, мощной по визуальному восприятию. Поэтому расположение сбоку — любимый прием для портретной, художественной фотографии, когда надо сделать не «условно-красиво», а драматично, чтобы бросалось в глаза, запоминалось надолго. Такая подсветка подчеркнет рельеф лица, текстуру кожи. Среди эффектов:
  • Глубина: глубокие контрастные тени выделяют черты лица, создают объем.
  • Динамика: высвечивание сбоку задаст движение, «жизненность». Это обязательная часть динамичных портретов, где фотограф стремится вложить максимум эмоций.
Если фотограф выбирает боковую подсветку, получится подчеркнуть индивидуальность модели, передать характер. Сами эмоции могут быть разными — от меланхолии до таинственности, загадочности.
Но есть минус: боковое освещение подчеркнет все недостатки: морщины, синяки под глазами, другие дефекты кожи. Поэтому для «красивой фотосессии», которую часто заказывают клиенты или, например, для демонстрации макияжа боковое высвечивание подходит плохо. Либо же потребуется мощная помощь ретуши, чтобы вручную «подчистить» все недостатки.

По диагонали под 45 градусов

Если направить лучи под углом 45 градусов, получим сбалансированное высвечивание. Тени будут мягкими, но объем, текстура сохранится. Это «база» коммерческой студийной фотографии.
Эффекты:
  • Естественность — 45 градусов — угол для естественного эффекта, такой создают солнечные лучи.
  • Воздушность — мягкие тени делают изображение более легким. Это подходит для портретов и модной фотографии.
  • Баланс — не будет резких контрастов, модель выглядит гармонично.
Фотограф с помощью диагонального света создает визуально привлекательные естественные образы. Подходит для разных жанров, от портретов до рекламы. Из минусов — не будет того драматизма, как при боковом высвечивании. Но это не всегда нужно. Зато потребуется меньше ретуши и скроются недостатки кожи.

Прямо перед моделью

Если направить свет прямо перед моделью, то теней почти не будет. Освещение получится «ласковым», «прощающим» даже серьезные недостатки — ни морщин, ни синяков под глазами заметно не станет. Поэтому прямо перед моделью свет ставят, когда хотят сделать документальное фото. Также этот способ применяют в рекламной фотографии. Четкость с детализацией не пострадают, если использовать хорошее фотооборудование.

Эффекты:

  • Четкость, чистота — мягкое равномерное освещение убирает резкие тени, изображение будет чистым, простым.
  • Сглаживание — мелкие детали, как морщинки, веснушки, пигментация, будут менее заметны, поэтому получим чистое лицо даже без ретуши.
  • Прямое высвечивание позволяет легко показать детали объектов — это важно в макросъемке или при съемке текстур.
Презентации, портфолио, реклама — все это создают на базе прямого света. «Перехлест» драматизма тут неуместен. Однако прямой свет не годится для эмоциональной художественной фотографии.
Несколько советов:
  • Следите за равномерностью — нужно, чтобы освещенность всех участков была одинакова. Это правило работает даже для бокового освещения.
  • Следите за тем, как свечение работает с лицом, его скульптурой. Старайтесь не подчеркивать явные недостатки, вроде морщин или мешков под глазами. Исключение — если у вас именно такая задача. Но в этом случае проследите, чтобы не было тени от носа в кадре.
Фотографы с опытом советуют начинать с нейтральных решений: угол 45 градусов или прямого освещения.

Заполняющий свет

Заполняющий свет (ЗС) — рассеянный, равномерный. Он важен при портретной, предметной съемке. Его выбирают, когда надо сфотографировать еду, одежду, украшения и т. д.
Характеристики заполняющего света:
  • Большой угол рассеивания. Охватывает широкую область кадра, равномерно осветив его, смягчает тени. В реальности такой свет получить трудно, но спасает оборудование — зонты, софтбоксы. Они рассеивают световолны, направляя их не в одну точку, а на широкую площадь. Большой угол рассеивания особенно важен, когда нужно избежать резких теней, обеспечить мягкий, деликатный свет по всей сцене.
  • Мягкость: создается рассеиванием. Свет словно обволакивает объект съемки — получается натурально, красиво. Мягкий свет особенно востребован в портретной фотографии, когда хотят скрыть небольшие недостатки кожи. А еще глазам приятнее смотреть на не слишком «драматичную» картинку, это важно, если речь идет о рекламе.
  • Низкая мощность — заполняющее освещение не слишком интенсивно, всегда слабее рисующего. Он не доминирует, а сохраняет объем и глубину.
Если отказаться от заполняющего освещения, то изображение станет чрезмерно контрастным и жестким, а картинка получится излишне драматичной или неравномерной, что нежелательно в большинстве жанров фотографии, особенно в портретной, коммерческой съемке.
Без заполняющего освещения лицо или объект могут выглядеть грубо резко, а фотограф потеряет возможность контролировать переходы между светом-тенью.

Комбинация из заполняюще-рисующего света

Комбо из рисующего с заполняющим — самое популярное. Портретная, рекламная съемка, студийное освещение — все это «стандарт» из двух источников.
Что важно:
  • Выставляем рисующий свет. Если хотим создать «драму» художественного фото, можно сделать боковой. Нам потом заполняющий поможет не «перетенить» в нужных местах.
  • Подключаем второй свет — заполняющий. Как раз он заполнит лишние тени, чтобы драматичное затемнение было только там, где задумал фотограф.
  • Регулируем оба источника освещения. Наша цель — добиться, чтобы свет образовывал картинку по нашему замыслу, а заполняющий избавил от лишних «чернот». Но не убрал тени полностью, просто снизил контраст и заметность.
Результатом становится желаемый светотеневой рисунок.

Заполняющий свет создают с помощью большого софтбокса или октобокса. Это распространенный студийный вариант, который позволяет фотографировать и неживые объекты, и людей. И даже если модель вдруг сдвинулась или поменяла позу — ничего страшного, фото не будет загублено, потому что светотеневой рисунок не испортится.
Другой вариант — поставить источник сверху, а внизу сбоку — отражатель. Но тут уже потребуется от модели правильно попадать в кадр, поэтому такой вариант выбирают при работе с профи-моделями — например, под журнальную съемку.
Балансировать оба источника можно по-разному, золотое правило только одно: рисующий всегда мощнее. Если теней не будет, останется «белое пятно».

Контровой свет

Контровой или противосвет — мощный инструмент фотографа. Это свет, источник которого расположен позади объекта, против камеры. С ним довольно трудно работать — представьте себе, что непрофессионал фотографирует человека на фоне ярко освещенного окна. Скорее всего, получится темная и некрасивая фотография с перебивающими все солнечными лучами. Это пример «плохого» — чрезмерно мощного контрового света.

Но если использовать этот прием правильно, получится отделить объект от фона, создавая своеобразное свечение по контуру, которое добавляет изображению объем и глубину.
Когда контровой свет правильно выставлен, он создает красивый эффект обрисовки по краям модели или объекта. Освещение подчеркнет фигуру, создавая интересный эффект «скульптурности», большей выразительности объекта. Это популярный прием портретной либо фэшн-съемки. Если правильно выставить такой свет, то модель словно бы «разобьет четвертую стену», выйдя из кадра.
Контровой свет полезен, когда объект и фон близки по оттенку. Например, белый задник и модель тоже в белом платье. В таких условиях без контрового света модель или предмет могут сливаться с фоном.
Благодаря заднему освещению, фотограф получает возможность выделить светлые элементы на светлом фоне или темные — на темном. Получится мощный «трехмерный» эффект. А если сделать контровое освещение слабым, то «магии» не получится. Поэтому это сложный профессиональный инструмент, им нужно научиться владеть.
Иногда контровой свет создают уже после фотосессии с помощью ретуши, но и эффект будет слабее.

Фоновый тип света

Фоновый свет — это освещение, которое направляется на задний план. Он нужен, чтобы отделить фон от фигуры, сделать картинку глубокой, трехмерной. Чаще всего используют, чтобы подсветить пространство за моделью или предметом.
Этот свет помогает избежать слияния модели с фоном. Возможности фонового света широко используют в студийной съемке. Как правило, направляют его на заднюю стену или элемент интерьера. Этим подчеркивают текстуру, создают световые акценты, иногда даже добавляют градиенты или световые пятна.
Главная задача фонового освещения — разделить фон и фигуру. Но еще это освещение помогает создать атмосферу. Если менять интенсивность освещения, фотограф сможет управлять настроением кадра — от мягкого и романтичного до драматичного и контрастного.
Часто направляют фоновое освещение на стену за моделью, и так получают контраст между самой моделью и тем, что изображено позади.
При съемке на открытых пространствах фоновым часто выступает солнце, подсвечивающее задний план. В студийных условиях нужны приборы с рассеивателями или софтбоксами. С ними работать удобнее: легче настроить и получить желаемое высвечивание.

Можно ли задействовать несколько источников?

Новичку лучше ограничиться двумя: базовым рисующим и заполняющим. Но если фотограф уверен в себе, хочет экспериментировать и получать броские фото, то можно использовать все источники сразу.
Как использовать несколько источников:
  • Учитываем баланс. За основу берем рисующий, заполняем лишние тени. Фоновый направляем спереди, но не на модель, а на фон. Контровым подсвечиваем для драматизма и «слома четвертой стены».
  • Учитываем размер студии. В маленькой комнате просто не получится отрегулировать все источники, чтобы они не мешали друг другу. Трудно работать и на открытом воздухе. Лучше всего — большая студия с высокими потолками.
  • Учитываем модель. Более яркие фото получаются с профи-моделями — их учат двигаться, стоять, принимать красивые позы. Если снимать детей или животных, то много света тоже будет сложно выставить, дети и животные достаточно подвижны, им сложно оставаться на месте.
У современной цифровой съемки много решений и для драматичных портретов, и для динамичных кадров. А оборудование — софтбоксы, рефлекторы, отражатели и другие аксессуары сбалансируют несколько источников света как это нужно фотографу.
А если хочется сделать отличные кадры без фотографа и без усилий — приходите в студию автопортрета. Вам не придется думать, какой свет работает, потому что он уже настроен, чтобы получить отличные кадры. Вы можете экспериментировать с позами, реквизитом и компанией, а фото будут готовы в течение суток. Приходите, будем рады вам в студии Nomu.

ТАРИФЫ

Вы можете выбрать черную или белую студию. Одна сессия — 45 мин, можно забронировать несколько подряд. Либо снять наше пространство полностью на ваше мероприятие.

Кстати, у нас можно фотографироваться с животными :)
*
Съемка в черной студии 45 мин
01/
  • 45 минут съемки
  • Фото в ч/б или цветном пресете
Съемка в белой студии 45 мин
02/
04/
Съемка в белой студии 105 мин
Съемка в черной студии 105 мин
03/
  • 45 минут съемки
от 5 000 руб.
  • Фото в ч/б или цветном пресете
  • 105 минут съемки
от 5 000 руб.
  • Фото в ч/б или цветном пресете
11 500 руб.
11 500 руб.
  • 105 минут съемки
  • Фото в ч/б или цветном пресете
  • Реквизит для съемок включен в стоимость
  • Реквизит для съемок включен в стоимость
  • Комфортная съемка до 4х человек (в кадр помещается до 8)
  • Реквизит для съемок включен в стоимость
  • Комфортная съемка до 4х человек (в кадр помещается до 8)
  • Реквизит для съемок включен в стоимость
  • Комфортная съемка до 8ми человек
  • Комфортная съемка до 8ми человек
  • Циклорама с теплым полом с чтобы было комфортно ножкам :)
  • Циклорама с теплым полом с чтобы было комфортно ножкам :)
  • Циклорама с теплым полом с чтобы было комфортно ножкам :)
  • Циклорама с теплым полом с чтобы было комфортно ножкам :)

ОТЗЫВЫ

Другие статьи

А вы знаете, когда появилась первая камера? Оказывается, люди уже давно пытались запечатлеть реальность не только через мастерство художников-живописцев, а и более достоверно.
Несмотря на это, можно сделать так, чтобы праздник остался в памяти не только на следующие 365 дней, а на всю жизнь. Устройте фотосессию, которая сохранит каждое мгновение во всех деталях. А чтобы добавить креатива, вот ТОП идей для нее.
4500 лучших дог-френдли мест на интерактивной карте!