• »
  • »

Кто изобрел фотоаппарат: история и эволюция фотоаппарата с начала XIX века до наших дней

А вы знаете, когда появилась первая камера? Оказывается, люди уже давно пытались запечатлеть реальность не только через мастерство художников-живописцев, а и более достоверно. Рассказываем об истории фото с самых первых прообразов современных высокотехнологичных устройств!

Кто изобрел фотоаппарат

Создание фотоаппаратов — это результат труда нескольких ученых и изобретателей. История фотоаппарата начинается с его прообраза — камеры-обскуры. Это устройство, которое проецировало изображение внешнего мира на плоскую поверхность. Первые камеры-обскура появились давно, но в XVIII веке древнее изобретение начали применять для фиксации изображения.

Метод фиксации изображений изобрел француз Жозеф Ньепс. Он занимался этим в 1820-х годах. Ньепс использовал металлические пластины, покрытые светочувствительным веществом (битумом) для создания изображения. Его метод назвали гелиография, а первая сохранившаяся фотография — «Вид из окна в Ле Гра» (1826 или 1827) — считается вехой в истории фотоискусства.
Но метод Ньепса был очень сложным и медленным. Его коллега, Луи Жак Дагер, доработал технологию, и в 1839 году представил миру дагеротип — первую практичную фотографическую технологию и прототип современных фото.
Дагер использовал серебряные пластины, обработанные парами йода. Он придумал фиксацию изображения с помощью ртути. Дагеротипы широко применялись для портретов. Это слово до сих пор сохранилось в словаре.

Но хотя «дагеротип» назвали в честь Дагера, с ним параллельно работал англичанин Уильям Тэлбот. Он придумал использовать бумагу, которую пропитывал светочувствительными веществами. Техника позволила печатать много копий — это стало прототипом негативно-позитивного процесса, лежащего в основе пленочной фотографии.

Жозеф Ньепс, Луи Дагер и Уильям Тэлбот считаются основными изобретателями, чей вклад привел к появлению фотографического искусства и технологий.

Каким был первый фотоаппарат

Первый фотоаппарат в начале XIX века использовал принцип камеры-обскуры, которая проецировала изображение на поверхность, но Ньепс первым смог запечатлеть это изображение.

Чем было его устройство?
Всего лишь деревянной коробочкой, на которой француз устанавливал объектив и металлическую пластину внутри. Секрет был, конечно, в битуме — светочувствительном веществе на пластине. На экспозицию уходило несколько часов, а иногда и целый день. В результате получалось размытое черно-белое изображение, но это был первый успешный опыт сохранения проецируемой картинки.

Дагеротипы стали более технологичными. Вместо битума — серебряная пластина, на которую действовали пары йода. Изображение проецировали на нее. После экспозиции пластину обрабатывали парами ртути для проявления изображения. Фотоаппарат Дагера был более практичным, и его метод стал популярен в середине XIX века.

История фотоаппарата: от серебряных пластин до «чуда Пецваля»

Первые методы были чудовищно дорогими и долгими. Но в 1840 году венгерский математик и оптик Йозеф Пецваль создал революционный объектив, который значительно улучшил качество и скорость съемки. Хотя до первых цифровых камер еще было далеко, но уже его объектив, которому прикрепили прозвище «чудо Пецваля», имел более широкую диафрагму и сокращал время экспозиции до нескольких минут. Настоящий прорыв.

Объектив стал стандартом для дагерротипов и других фотографических процессов.
Изобретения Дагера, Тэлбота и Пецваля заложили основы фотографии, а с середины XIX века началось развитие устройств для массового использования. В результате эволюции фотоаппараты становились компактнее, а процессы — быстрее и дешевле. К концу века появился сухой коллодионный процесс, заменивший влажные пластины, что удешевило фотографию.

Что такое дагеротипия

Дагеротипия позволила фиксировать изображения с высокой детализацией. Создавался дагеротип вот как:
  • Брали пластинку из серебра, сначала ее полировали до зеркального блеска.
  • Затем пластину обрабатывали парами йода, в результате чего на поверхности образовывался светочувствительный слой — йодид серебра.
  • Обработанная пластина помещалась в камеру-обскуру (первый фотоаппарат), и происходила экспозиция: на пластине через объектив проступало изображение.
  • После экспозиции пластину проявляли парами ртути — они делали видимым полученное изображение.
  • Для закрепления картинки пластину промывали в растворе соли.
Метод был сложным, дорогим и опасным. Пары ртути ядовиты. Поэтому позже типографская работа, где уже использовали первые фото-дагерротипы, считалась опасной. А рабочие, которые этим занимались, часто умирали от «чахотки». Последствия отравления ртутью в том числе вызывало рак легких.

Какие свойства были у дагерротипов:
  • Изображение получалось уникальным и не поддавалось копированию, так как каждый дагеротип существовал в единственном экземпляре.
  • Картинка отличалась чрезвычайно высокой детализацией, позволяя запечатлеть даже мельчайшие черты.
  • Дагеротипы были хрупкими и часто хранились под стеклом, чтобы избежать повреждений.
Несмотря на популярность, дагеротипия имела недостатки: процесс был трудоемким и дорогим, требовал длительного времени для экспозиции и использования токсичных веществ.

Что такое калотипия

Калотипия — это фотография, которую изобрел в 1841 году ученый Уильям Тэлбот. Этот метод оставил особый отпечаток в истории фотографии, так как впервые позволил создавать негативы, с которых можно было делать несколько копий изображения. Метод калотипии предполагал использование бумаги, пропитанной раствором серебряных солей, что делало ее светочувствительной. В процессе задействовали:
  • экспонирование в камере-обскуре;
  • проявление с химикатами;
  • создание позитивных отпечатков.
Это было главное отличие от дагерротипов. Можно создавать несколько фото, а не всего лишь одно. Но калотипия не получила массового распространения из-за недостаточной детализации и размытости изображений по сравнению с дагеротипами.

История создания камеры Жиру

Камера Жиру, или Giroux Daguerreotype Camera, была первой доступной фотокамерой. Ее создали в 1839 году по проекту Луи Жака Дагера. Производством занимался Альфонс Жиру, который приходился племянником Дагеру и получил эксклюзивное право на выпуск камер по методу дагеротипии.

Камера Жиру была деревянным ящиком с раздвижным механизмом, который позволял регулировать фокусировку. Основным элементом устройства служил объектив Пецваля, разработанный в 1840 году, который обеспечивал четкую проекцию изображения. После экспонирования изображение проявляли при помощи паров ртути.

Камера Жиру стала первой массово выпускаемой фотокамерой, доступной для профессиональных фотографов и богатых энтузиастов. Она открыла новую эру в истории фотографии, позволив распространять дагерротипы и развить фотографию как искусство и науку.

История появления «чуда Пецваля»

Главная проблема ранних фотоаппаратов — длительная экспозиция. Хорошо, если надо зафиксировать неподвижный объект. А как же люди? Животные?
Так вот, именно Пецвалю мы должны сказать спасибо за милых котиков в соцсетях, которых «ловят» в самые неожиданные моменты!
Этот математик подошел к задаче на основе вычислений. В 1840 году он разработал объектив с фокусным расстоянием в 160 мм и диафрагмой f/3.6. То есть, улучшил светосилу. Экспозиция стала длиться около 30 секунд.

Первые фотоаппараты в России

В 1840 году Иван Александровский, русский инженер, ученый и изобретатель показал в России дагеротипы. Эти «чудеса» демонстрировал он в Петербурге, а еще опубликовал научную работу по изобретению Дагера.

Камеры поначалу привозили из других стран. Конечно, в первую очередь из Франкции. Но потом, в середине XIX века, появились и российские «бренды». Одним из известных производителей фотоаппаратов стал Франц Сержпутовский, который открыл в Москве собственную мастерскую по производству фотографического оборудования.

Потом в крупных городах, таких как Санкт-Петербург и Москва, выросло множество фотостудий.

Как появилась первая цветная фотография

Все цвета состоят из трех. RGB — термин из XXI века и программы Photoshop, но про красный (red), зеленый (green) и cиний (blue) прекрасно знали еще 150 лет назад. Шотландский физик Джеймс Максвелл в 1861 году разложил все цвета на эти три — и так заложил основу цветного фото и программы Photoshop с аналогами.

Для своего эксперимента Максвелл сделал три черно-белые фотографии одной и той же сцены, используя три светофильтра: красный, зеленый и синий. Затем он спроецировал каждое изображение через соответствующий цветовой фильтр на экран, что позволило наложить три изображения друг на друга. В результате получилось первое цветное изображение, известное как фотография цветного шотландского банта (лент).

Окончательный прорыв настал в начале XX века, с изобретением автохромных пластин братьев Люмьер в 1907 году, что стало первым коммерчески успешным методом цветной фотографии.

История создания фото без пленок

В 1960-х годах NASA использовала электронные камеры, чтобы фотографировать объекты в космосе. Камеры преобразовывали свет в электронные сигналы, которые затем обрабатывали и хранили в цифровом виде. Основой стали ПЗС-матрицы.
Так появились прототипы, а следом в 1975 году Kodak и ее инженер Стивен Сассон предложили устройство, которое отображало картинку на ПЗС-матрице. Потом она сохранялась на кассете. Кстати, разрешение было всего 0,01 МП. Но это был важный шаг к цифровому фото.

История первого цифрового фотоаппарата

В 1991 году компания Kodak выпустила первую коммерческую цифровую камеру — DCS 100. У камеры была матрица с разрешением 1,3 мегапикселя и стоила она около 13 тысяч долларов. Параллельно с этим шло развитие камер для массового рынка, которые становились более доступными и удобными.

В 2000 году была представлена первая камера в мобильном телефоне (Sharp J-SH04). А теперь пленочные фотоаппараты — скорее экзотика для ценителей винтажа. Мы используем цифровые устройства или вообще мобильные телефоны.

Технологии не останавливаются и сейчас. Чтобы получить качественные фотографии, не обязательно даже привлекать фотографов или покупать камеры домой. Можно прийти в студию фотопортрета, как студия Nomu, где оборудование настроено, а вам остается только нажимать на кнопку. Количество кадров не ограничено: платите за время, а обработанные фотографии получаете в течение суток.

ТАРИФЫ

Вы можете выбрать черную или белую студию. Одна сессия — 45 мин, можно забронировать несколько подряд. Либо снять наше пространство полностью на ваше мероприятие.

Кстати, у нас можно фотографироваться с животными :)
*
Съемка в черной студии 45 мин
01/
  • 45 минут съемки
  • Фото в ч/б или цветном пресете
Съемка в белой студии 45 мин
02/
04/
Съемка в белой студии 105 мин
Съемка в черной студии 105 мин
03/
  • 45 минут съемки
от 5 000 руб.
  • Фото в ч/б или цветном пресете
  • 105 минут съемки
от 5 000 руб.
  • Фото в ч/б или цветном пресете
11 500 руб.
11 500 руб.
  • 105 минут съемки
  • Фото в ч/б или цветном пресете
  • Реквизит для съемок включен в стоимость
  • Реквизит для съемок включен в стоимость
  • Комфортная съемка до 4х человек (в кадр помещается до 8)
  • Реквизит для съемок включен в стоимость
  • Комфортная съемка до 4х человек (в кадр помещается до 8)
  • Реквизит для съемок включен в стоимость
  • Комфортная съемка до 8ми человек
  • Комфортная съемка до 8ми человек
  • Циклорама с теплым полом с чтобы было комфортно ножкам :)
  • Циклорама с теплым полом с чтобы было комфортно ножкам :)
  • Циклорама с теплым полом с чтобы было комфортно ножкам :)
  • Циклорама с теплым полом с чтобы было комфортно ножкам :)

ОТЗЫВЫ

Другие статьи

Фотография — это искусство, в котором свет определяет акценты и настроение. Он «зарисовывает» изображение и берет на себя еще десяток задач. С помощью света «вырастает» атмосфера, эмоции, он выделяет объекты или скрывает их, в зависимости от задумки.
Несмотря на это, можно сделать так, чтобы праздник остался в памяти не только на следующие 365 дней, а на всю жизнь. Устройте фотосессию, которая сохранит каждое мгновение во всех деталях. А чтобы добавить креатива, вот ТОП идей для нее.
4500 лучших дог-френдли мест на интерактивной карте!